Подготовка данных и движение по азимуту

В чём суть движения по азимутам и каков его порядок? Давайте разберемся. Если предстоит в пешем порядке двигаться днём в условиях открытой местности, ориентируясь при этом на азимут, операцию следует начать с определения заданного направления и расчёта расстояния с целью точного выхода к обозначенному пункту. Предварительная подготовка данных для движения по азимуту заключается в расчёте маршрута по крупномасштабной топографической карте.






Этапы подготовки

В первую очередь следует тщательно изучить местность, затем выбрать маршрут движения и застолбить на отдельных его участках промежуточные ориентиры. Следующий этап - расчет длины отрезков пути между ними и определение азимута движения по каждому из направлений. В заключение следует данные оформить прямо на карте либо составить отдельную схему предстоящего маршрута.

Прокладывая по карте направление, обозначают все повороты с измерением дирекционного угла на каждом из них. Также подсчитывают длину всех прямолинейных участков, затем всё переводят в другие единицы. Дирекционный угол приводят к магнитному азимуту, расстояние в случае предстоящего пешего движения пересчитывают в парах шагов, если предстоит двигаться на машинах - в расчёт берутся показания спидометра.

Подготовка данных и движение по азимуту

Как двигаются по схеме, составленной заранее

Последовательность действий здесь такова: находясь у исходного ориентира, вычисляют азимут направления, по которому предстоит двигаться к следующему, используя при этом компас. Дойдя до второго из ориентиров и уточнив по координатам местопребывание, снова при помощи того же компаса корректируют направление предстоящего движения к следующему, третьему по счёту ориентиру.

Во всех других пунктах действия повторяются аналогичным образом. Поворотные точки маршрута определяются тем легче, чем лучше условия видимости и проще рельеф. Многое, кроме того, зависит от точности вычислений. В норме отклонение лежит в пределах 1/10 преодоленного пути. Это значит, что оно возможно на 100 метров в пределах каждого пройденного километра. В случае потери намеченного ориентира, таким образом, поиски его следует начинать внутри окружности радиусом в одну десятую последнего пройденного отрезка.

В определённых случаях, например, двигаясь по снегу на лыжах, отрезки пути измеряют приблизительно, ориентируясь на скорость лыжников и затраченное время. Для компенсации неточности следует на поворотах пользоваться ясно различимыми вспомогательными ориентирами. В качестве таковых могут подойти луна или солнце. Азимут должен при этом уточняться приблизительно каждые четверть часа. Если такой контроль проводиться не будет, возможно значительное расхождение с намеченным маршрутом.

Подготовка данных и движение по азимуту

Как обходить препятствия

Это зависит от того, какой характер имеет преграда и какого она размера. Если можно различить у препятствия его противоположную сторону, то перед началом его отмечают число пар пройденных шагов и, наметив следующий ориентир на его дальней стороне, вычисляют расстояние между ними, переводят в пары шагов и добавляют к намеченному в маршруте. Затем производят обход препятствия, двигаясь к его дальней намеченной точке, где восстанавливают нужное направление движения по азимуту и продолжают путь. Если же противоположную сторону преграды различить не удается, то при подходе к препятствию изучают местность, с помощью компаса вычисляют азимут в направлении вдоль его границы, откуда начинают движение по обходу, подсчитывая пары шагов и соблюдая прямолинейность маршрута.

Как ориентироваться на местности ночью

Эта задача на порядок сложнее, чем ориентация в светлое время суток. Обзор в темноте ограничен, предметы трудноразличимы, все расстояния видятся в искаженном виде. Для уверенной ориентации в ночное время следует тщательно подготовиться. Частота контрольных ориентиров на протяжении маршрута должна быть повышена и составлять отрезки от 3 до 6 км.

Ориентирами ночью должны служить объекты, хорошо различимые на небесном фоне. К ним относятся высокие башни, заводские трубы, церковные купола и т. д., а также лежащие непосредственно на линии маршрута ориентиры - железнодорожные переезды, мосты и т. п. Маршрут точно так же должен быть поделен на участки прямолинейными отрезками. На всех поочередно вычисляется магнитный азимут, предварительно контролируется пригодность компаса к работе и точность данных автомобильного спидометра.

Подготовка данных и движение по азимуту

Ночное ориентирование: движение по азимуту в условиях темноты

До начала движения намеченный маршрут должен быть тщательно изучен и по возможности запомнен для того, чтобы обращений к карте было как можно меньше. При действиях на маршруте в ночное время водителя автомобиля о предстоящих ориентирах предупреждают заранее, для освещения в пути карты понадобится надежный карманный фонарь, снабженный светофильтром синего цвета. Этот свет не слепит глаза и позволяет одновременно наблюдать за окрестностями.

Вне дороги движение по азимуту производится по компасу (что касается направления), длину же пройденных отрезков позволяет определить спидометр автомобиля. Трудности заключаются в необходимости сильно напрягать зрение и проблемах с распознаванием местных предметов. Часто ночью ориентироваться приходится по небесным светилам - звездам либо луне. Следует делать обязательную поправку на то, что все они, не считая Полярной звезды, имеют свойство перемещаться по небосклону.

Как ориентироваться, если видимость ограничена

Таким термином называют условия, в которых снижена оптическая видимость предметов из-за дыма, тумана, снегопада, дождя или метели, а также повышенной запыленности воздуха. Часто ограниченную видимость сравнивают с ночной тьмой, но здесь имеется ряд различий - ночью возможно использовать радиосвязь и приборы подсветки, те же неблагоприятные условия, которые создают ограниченную видимость, зачастую сводят возможности таких приборов на нет. В результате движение по азимуту в подобных обстоятельствах зачастую практически невыполнимо.

Подготовка данных и движение по азимуту

Радиосвязь страдает от летящих на большой скорости частиц песка, пыли или снега. Ограниченная видимость может оказаться неприятной реальностью практически в любой момент - при пожаре или применении ядерного оружия. Учитывая возможность ее возникновения, маршрут готовят аналогично предстоящему ночью - в случае передвижения по имеющим твердое покрытие дорогам. Перемещение по остальной местности ведут по заранее просчитанным на карте азимутам. Каждый такой маршрут следует очень внимательно изучить и как можно лучше запомнить. Перемещение графически следует зафиксировать на карте, отметив все данные движения по азимуту и промежуточные точки собственного расположения.

Как ориентироваться в лесу

В данном случае трудность заключается в ограниченности обзора и скудном числе ориентиров. Маршрут обычно прокладывают по грунтовой дороге или просеке. Большинство из них не зафиксировано ни на каких картах и являются сугубо временными. Изучая предстоящий маршрут, особенное внимание следует обратить на характер рельефа и водные объекты. В направлениях по сторонам горизонта в условиях леса достаточно просто ориентироваться по местным признакам - цвету и грубости коры, мху на пнях и деревьях. В качестве вспомогательных ориентиров по-прежнему выступают солнце, луна и созвездия.

Ориентация в городе

Движение по азимуту в условиях крупного населенного пункта осложняется ограниченностью обзора. Маршрут прокладывают по основным проездам, стараясь свести число поворотов к минимуму. Ориентируются на заметные здания, мосты, трубы промышленных предприятий.

Подготовка данных и движение по азимуту

Если вы попали в район разрушения, задача ориентирования резко усложняется. Причина - несоответствие местности заранее составленной карте. В этом случае следует опираться на базовые формы рельефа, обозначенные в виде горизонталей. Следует учитывать, что контуры обрывов, выемок и различных промоин после взрыва, скорее всего, будут значительно изменены, и опознать их, сличив с картой, окажется невозможно.

Русла рек практически не подвержены изменениям, но если имело место разрушение крупного гидротехнического сооружения, обширные участки местности могут оказаться временно затопленными. В данных условиях наиболее устойчивыми из ориентиров послужат железные дороги, а также автомобильные, имеющие твердое покрытие - даже в условиях частично разрушенного полотна.

Как ориентироваться зимой

Снежные заносы сглаживают форму рельефа. Мелкие овраги, ямы, грунтовые дороги теряют свое значение в данном смысле. Под глубоким снежным покровом практически невозможно разглядеть небольшие озера, балки и ручьи. Зимой часто прокладывается много временных дорог, не отображаемых на карте.

Подготовка данных и движение по азимуту

В связи со всем перечисленным выше, трудности ориентирования в зимнее время возрастают на порядок. Проложить зимой маршрут возможно, ориентируюсь на крупные объекты, железные дороги или колонные пути. Если движение по азимуту предстоит на лыжах безо всяких дорог, следует пользоваться компасом с оглядкой на населённые пункты и крупные мосты.

Источник: fb.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector