Советский сельский учитель вспоминает своих наставников

Советский сельский учитель вспоминает своих наставниковСовременная школа сильно отличается от советской, даже от той, которая была совсем недавно (15-20 лет назад). И дело не только и не столько в пресловутых новых системах оценки, ЕГЭ, электронных журналах, элитарности и пр.Дело в понимании существа того, на чем базируется любая школа – сути профессии учителя. В умы современных людей все активнее внедряется мысль о том, что основа профессионализма педагога заключается в доскональном знании предмета и способности учителя «натаскать обучающегося» на успешную сдачу экзаменов.Не спорю, все это имеет значение, но не забываем ли мы, взрослые, родители и учителя, за всем этим, с чем мы в действительности имеем дело? Не происходит ли то, что зачастую именуют «за деревьями не увидел леса»?

Не так давно мне на глаза попалась заметка в одной из старых советских газет, которая с ясной отчетливостью выявляет отличия советской и современной  педагогических школ. Автор – преподаватель советской сельской средней школы. Эту заметку я предлагаю вашему вниманию.

Газета «Свет октября» за 1986 год.

Признание

Я убеждена, что в юности каждый без исключения человек— триединство Души, тела и духа. несет в себе истинно творческие побуждения. Они непременно должны быть поняты и оценены другим человеком – уважаемым, справедливым . Таким человеком должен быть учитель. Ребячья душа—  то,  что  стоит  за  понятием  «Я»,  нетленная  частичка  надмирной  реальности; связанная с Всевышним суть человека как наместника Бога на Земле. Временно пребывает в теле человека как в носителе духа и обеспечивает смысл  его бытия как единства процессов развития души  и  саморазвития  самого  Создателя  через  совершенствование  совокупности  душ человеческих. Частица всеобъемлющей материи придающая энергию телу в которое заключена на планете. Дающая энергию для преобразования, совершенствования, развития планеты, через объед… открывается лишь тому, кто по-человечески содержателен, интересен, кто свободен от фальши и скуки. Он учит не только знать, но и мыслить,  не только понимать, но и чувствовать, мечтать, уважать человека в себе и в других; любить справедливостьCправедливoсть историко-политическая — всегда конкретна и связана с общим контекстом историко-поли­ти­чес­ких обстоятельств, уже сложившихся, и с отношением к тенденциям и возможностям осуществления тех или иных изменений в жизни общества и Природы. Поэтому то, что историко-поли­ти­чес­ки справедливо в одном историко-поли­ти­ческом контексте (в определённую эпоху, в определённой физико-географической локализации), — может быть несправедливым в конкретике обстоятельств другого контекста (в иное время или в инакокультурном обществе, в… больше, чем выгоду.

И если учитель сам духовно ограничен, не владеет педагогическим тактом, несправедлив, любое, даже мелкое нарушение с его стороны того или иного морального принципа, превратит беседу о нравственных добродетелях в урок ханжества. Воспитываемые усмехаясь, будут неотступно думать об учителе: а  сам ты каков?

В работе учителя есть немалый профессиональный риск: дело в том, что он постоянно держит экзамен под пристальным взглядом своих учеников, получая от них оценки за свои речи и поступки, за свои знания и умения. Здесь все идет в счет – и мераВ Советском энциклопедическом словаре, издание.; Москва, 1987 г., на стр. 791 говорится:  Мера — философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта: указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот». искренности учителя, и то, насколько естественно и просто он держится, и наличие или отсутствие у него чувства юмора.

Вспоминая свои школьные годы после 28 лет работы в школе, могу сказать, что у меня немало было прекрасных учителей. Я с благодарностью их вспоминаю (я училась в Михайловской средней школе). Это Василий Макарович Какичев, Антонина Григорьевна Киселева, Клавдия Савельевна Олейникова.Но любимая учительница была одна. Раиса Андреевна Заболоцкая. Именно она, как никто другой, понимала нас, была нам близка, жила, нужно сказать, нашей жизнью, а мы открывали ей свою душу и готовы были идти за ней хоть на край света.

Она, именно она, своим профессиональным отношением к ученикам, педагогическим тактом, поведением вселила в мою душу: «Быть учителем – это самое прекрасное, что есть на земле». Спасибо ей за это.

Если бы я так могла влиять на детские души! – часто думала я, став учителем. И постоянно стремилась к этому.

Дорогой мой человек, Раиса Андреевна! Пишет все это ваша ученица 60-ых годов  (выпуск 1961 года). Все это о вас, Раиса Андреевна. Но и для других, конечно. Я давно собиралась вам написать вот такое большое письмо, но как-то не получалось. А мне, как видно, есть что вам сказать. Во-первых благодарю свою судьбу, что помогла мне встретиться с вами. Это очень важно встретить человека, с которого будешь делать свою жизнь. Я считаю себя в этом отношении счастливой.

Раиса Андреевна, всей своей душой я обязана вам, своей первой учительнице. Я не ошибусь, если скажу от имени всех своих одноклассников: мы любили вас какой-то сдержанной, затаенно-восторженной любовью. Все в вас казалось нам совершенством. Молодая, красивая, доброжелательная! Вы входили в класс, и мы не переставали удивляться вашей походке голосу, манере одеваться и вести себя!Но не только этим вы завоевали наши сердца. Вы были первым взрослым человеком, который заговорил с нами как с равными, без всякой скидки на возраст. В этом признании за нами права на уважение и был главный секрет вашего примечательного обаяния.

Даже тогда, когда вы сердились и были недовольны нами, в словах мы не чувствовали желания оскорбить, унизить или посмеяться над нами. Удивительный вы человек! Моя учительница была самой справедливой!

***

Источник.

Метки: дети, духовный, нравственность, образование, советский, человек, школа

Источник: pandoraopen.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector